«Дюна: Часть вторая» (Dune: Part Two, 2024) — продолжение эпической саги режиссёра Дени Вильнёва, завершающая адаптацию первой классической книги Фрэнка Герберта. Пол Атрейдес вступает в союз с фременами, планируя отомстить за разрушение своей семьи, а также предотвратить мрачное будущее, которое он увидел в своих видениях.
Премьера состоялась 1 марта 2024 года, а фильм собрал около 714 миллионов долларов — став сиквелом заметным финансовым и критическим достижением. Это не просто экшен, а кинематографический опыт, где драматизм персонажей сочетается с визуальным великолепием и философской глубиной.
Путь Пола Атрейдеса: от изгнанника до мессии на Арракисе
Фильм продолжает историю, начатую в первой части. Пол и его мать Джессика уже в лоне фременов. Он обучается культуре и воинским практикам, раскрывая пророческий потенциал. Пол становится Усулом и Муад’Дибом, постепенно принимая роль мессианской фигуры.
Визуальная красота оживляет его внутреннюю трансформацию. Он ведёт фременов в войну — не только против Харконненов, но и против имперской власти. Начинается восстание, в ходе которого Пол наносит решающий удар: используя тактическое умение и символизм — захват власти, который во многом напоминает трагическую судьбу. Этот акт одновременно освобождает народ и запускает цепочку событий, доступных лишь ему благодаря дару пространственного видения.
Конфликт любви и судьбы раскрывается через взаимоотношения Пола и Чани. Финал сохраняет напряжённый баланс: победа достигнута, но цена — высочайшая.
Съёмки проходили в Италии, Иордании, Абу-Даби и Будапеште, что позволило создать уникальные локации: пустыни для Арракиса, сады для Императора и масштабные павильоны.
Дизайн-отдел Никиты Верметта построил новые декорации, отличающиеся от первой части: например, экстерьеры Кайтаина снимали в саду итальянского кладбища Brion, а Гейди-Прайм — в студиях Будапешта, используя на 40 % больше пространства.
Для арены использовались инфракрасные камеры, чтобы показать реакцию зрителей-фременов, топающих и ликующих — необычно и выразительно.
Режиссёр фильма и оператор Грейг Фрейзер использовали ретро-объективы, чтобы добавить текстуру изображению. Для сцены в пустыне применялись «песочные экраны», а не привычный зелёный фон.
Фильм удостоился Оскара и BAFTA за лучшие визуальные эффекты и звук. Специалисты Пол Ламберт и Райс Салкомб получили награды за работу над VFX.
Роль Чани (Zendaya) заметно расширена по сравнению с первой частью, теперь она не просто любовь, а активный участник политических и духовных событий. Вильнёв сознательно усилил её персонаж, чтобы раскрыть идеи Герберта о силе и ответственности женщин.
Съёмки заняли период с июля по декабрь 2022 года, включая сложные сцены на песчаных дюнах, требования IMAX-формата и подготовку к масштабным экшенам.